ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Тарасов Борис Васильевич
Генеральный директор ЗАО НПЦ "Модуль",
член-корреспондент Академии военных наук,
доктор технических наук
 
Хованов Владимир Николаевич
начальник отдела научно-технического
развития ЗАО НПЦ "Модуль"
 
Чудов Юрий Андреевич
Заместитель Генерального
директора ЗАО НПЦ "Модуль"
 

Работы по стандартизации военной техники (ВТ), как деятельность по установлению требований, правил, принципов, характеристик, предназначенных для многократного использования и направленных на внедрение (применение) наиболее оптимальных технических решений и процедур взаимодействия на всех этапах жизненного цикла ВТ, становятся особо востребованными на современном этапе, когда проблема обеспечения безопасности России, качества жизни, качества и безопасности продукции, в том числе в сфере оборонного комплекса, является первостепенной.

На заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года Президент РФ указал на не допустимость дальнейшего нарушения природоохранного законодательства. Было отмечено, что рост токсичных отходов в стране идет высокими темпами (порядка 15-16 % в год) и опережает рост ВВП. По оценке специалистов, в ближайшие 10-15 лет экологический фактор может стать причиной политических и военных конфликтов. Отсюда следует, что требования к соблюдению природоохранного законодательства в Вооруженных Силах РФ возрастут.

    В системе экологической безопасности России области военной деятельности, связанной с созданием, хранением, транспортированием, применением (эксплуатацией) и ликвидацией ВТ (с утилизацией, захоронением и/или уничтожением), с обеспечением учебно-боевой подготовки и жизнедеятельности Вооруженных Сил в целом и воинских формирований, отводится особое место, обусловленное следующими обстоятельствами:
  • принципиально невозможно создание ВТ, которая бы не оказывала негативного воздействия на окружающую среду;
  • армия и флот обладают мощными потенциальными источниками экологической опасности (ядерное и химическое оружие, атомный флот, ракетные средства и др.);
  • сокращение, ликвидация любого вида ВТ (с утилизацией, захоронением и/или уничтожением) могут сопровождаться значительным загрязнением окружающей среды.

Помимо этого, правовая база охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время не полностью сформирована и несовершенна. В целом она представляет собой набор конституционных положений, федеральных законов, законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов межведомственного характера, а также отраслевых нормативных документов, регулирующих порядок природопользования, охрану и защиту окружающей среды, обеспечение экологической безопасности различных видов деятельности.

Кроме того, с каждым годом растет количество ведомственных нормативных правовых актов, противоречащих основополагающим принципам РФ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Это позволяет делать вывод о том, что четкая и единая нормативно-правовая база по экологической безопасности ВТ отсутствует.

Нормативно-методическую базу экологической деятельности Минобороны должны составлять требования, установленные законодательством, подзаконными актами, а также содержащиеся в директивных документах, стандартах области охраны природы и пользования природными ресурсами, соответствующих организационно-методических документах.

Следует также отметить, что сложившаяся в последние годы финансовая и экономическая ситуация в стране заставляет уделять повышенное внимание вопросам качества создаваемой ВТ, одним из важных направлений обеспечения которой является повышение ее экологической безопасности, процессов создания, испытаний и эксплуатации ВТ.

Это связано с тем, что от показателей экологичности существенно зависит конкурентоспособность ВТ на мировых рынках, что подтверждается тенденцией массовой сертификации военной продукции и ее производства на соответствие стандартам ИСО серии 14000, наблюдаемой в развитых странах. Несоответствие товаров экологическим требованиям используется как эффективный барьер для вполне конкурентоспособных товаров из, так называемых, "неэкологических", как Россия.

    Поэтому намечаемые на данном этапе исследования по разработке и развитию нормативно-правового обеспечения создания и эксплуатации ВТ в части экологической безопасности должны быть направлены на обеспечение:
  • повышения безопасности и качества ВТ, эффективности ее применения;
  • безопасности личного состава, обслуживающего персонала, населения, находящегося в зоне дислокации части (соединения), и охраны окружающей среды.

Нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности ВТ должно быть направлено, прежде всего, на создание нормативно-методических документов по обеспечению экологической безопасности в ходе создания и эксплуатации ВТ, а также по решению проблемы экологического контроля и управления охраной окружающей среды в местах дислокации личного состава и ВТ путем разработки (пересмотра) национальных общетехнических стандартов, разработки (пересмотра) и совершенствования государственных военных стандартов с регламентацией требований в части экологической безопасности, соответствующих современному научно-техническому уровню качества ВТ, обеспечивающих эффективное выполнение работ и применение перспективных технологий.

    Основным направлением реализации этого процесса является определение и принятие к действию концептуальных и методологических принципов организации и проведения работ. При этом должен использоваться весь комплекс работ по стандартизации, включая:
  • определение приоритетных направлений стандартизации;
  • разработку необходимого "технического законодательства" (стандартов);
  • обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
  • установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей технической нормативной информации.

Решение проблем экологической безопасности ВТ на основе нормативного обеспечения должно рассматриваться как комплекс мер по обеспечению экологической безопасности ВТ при его создании, производстве, эксплуатации и ликвидация (с утилизацией, захоронением и/или уничтожением). Ее нормативно-методическую базу, как было отмечено, должны составлять требования, установленные законодательством, подзаконными актами, а также содержащиеся в директивных документах и стандартах в области охраны природы и пользования природными ресурсами.

Отсутствие в настоящее время соответствующей системы военных стандартов приводит к не учету всех требований, направленных на обеспечение экологической безопасности ВТ, что, в свою очередь, с большой вероятностью может привести к возникновению риска нанесения вреда окружающей среде, а также угрозы жизни или здоровью личного состава и населения.

Создание системы стандартов по экологической безопасности ВТ в правовом и организационном отношении определено статьей 5 Федерального закона "О техническом регулировании" (в редакции Федерального закона от 01.05.2007г. № 65-ФЗ), согласно которой требования по экологической безопасности (как часть общих требований по безопасности) устанавливаются в технических регламентах, в стандартах (в случае отсутствия технических регламентов) и в государственных контрактах (в случае отсутствия стандартов по экологической безопасности).

Поэтому для Минобороны рациональной нормативной базой по созданию комплекса документов по стандартизации в части обеспечения экологической безопасности ВТ должна быть база, построенная на основе стандартов, в соответствии с требованиями Положения о стандартизации оборонной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 750, и ГОСТ РВ 0001-003-2006.

Реализация данных предложений совместно с решением задач управления и контроля охраной окружающей среды в местах (районах) дислокации части (соединения), по нашему мнению, позволит командиру части (соединения) в полном объеме решать задачи по защите окружающей среды и личного состава.